В
связи с увеличением объема методической,
справочно-библиографической работы выросла
численность коллектива библиотеки: в ней работало
уже 28 сотрудников.
На 90-е годы пришелся, пожалуй, самый сложный период
в пятидесятилетней истории юношеской библиотеки,
когда при слабом бюджетном финансировании библиотеке
пришлось решать задачу элементарного выживания как
социального института. Было время, когда не было
подписки на центральные газеты и журналы, пополнение
фонда новыми книгами представлялось несбыточной
мечтой.
В это время в деятельности ОЮБ активно формируется
такое направление как библиотечный маркетинг.
Появляются тесные связи с телевидением, радио,
местными газетами, не без помощи которых формируется
имидж ОЮБ. Вводятся платные услуги, активно
внедряется сотрудничество с учебными заведениями и
предприятиями по социально-творческим заказам.
Делаются первые шаги по автоматизации библиотечных
процессов. В 1992 году начато составление
электронного каталога и электронной картотеки
статей, где отражаются новые поступления книг и
статьи по проблемам молодежи.
Большое внимание уделяется организации досуга
молодежи. В 1992 году в ОЮБ открылся салон
«Общение». Молодым людям представилась возможность
для встреч со сверстниками, с людьми, близкими по
интересам и увлечениям. С началом работы салона
«Общение» образовались клубы и объединения
(поэтический клуб «Лик»,
клуб авторской песни
«Парус»), которые продолжают свою
работу до настоящего времени.
Библиотека развивается как центр изучения
читательских потребностей. 1993 году ОЮБ совместно с
Центром информации и социально-экономических
исследований г.Воронежа провела социологическое
исследование «Роль книги в жизни молодежи».
Исследование проводилось в 2 этапа. Первый проходил
в г. Воронеже и в нескольких районах Воронежской
области. На втором этапе, в 1994 году, проведено
изучение общественного мнения читателей ОЮБ
«Библиотека и читатель». Результаты этих
исследований позволили сделать вывод, что
значительная часть молодежи начала 90-х годов стала
читать больше философской, политической,
экономической литературы. Вместе с тем, уменьшилась
роль свободного чтения.
С теоретической точки зрения, полученные результаты
стали полезны в плане формирования более совершенной
модели юношеской библиотеки как центра информации и
межличностного общения. Исследователями был
выработан ряд рекомендаций. Эта работа была
удостоена специальной премии на I Всероссийском
конкурсе молодых ученых и специалистов в области
библиотечного дела.
Проведенные исследования показали также, что со
стороны молодежи существует потребность
психологической помощи.
В 1993 г. в ОЮБ начала работу психологическая
служба, включающая заочные консультации по телефону
«Доверие» и очные занятия по практической
психологии, где молодежи представилась возможность
диагностировать особенности своего характера с
помощью психологических тестов, получить информацию
о психологических проявлениях личности, научиться
управлять собой и общаться с окружающими.
Занимаясь поиском эффективных форм обслуживания,
юношеская библиотека выбрала основные направления
деятельности: информационно-библиографическая
поддержка образования, патриотическое и
экологическое воспитание, профориентация.
Вводится дифференцированное обслуживание читателей,
справочный аппарат библиотеки перестроен в
соответствии с деловыми запросами. Библиотека
испытывает острую потребность в формировании
отраслевых отделов фонда библиотеки: философии,
экономики, психологии, экологии и т.д. Сказывается
недостаточное финансирование. |